ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "АМЕТИСТ"
Телефон
+7(495)2869149

Образовательная программа

Рабочая программа

«Школа будущего первоклассника»

ВВЕДЕНИЕ

            Рабочая программа для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана на основе УМК «Предшкола нового поколения». В комплект входят программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по обучению грамоте и речи». Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004 г. №122 ФЗ ст. 15, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении утверждённым постановлением правительства РФ от 12.09. 2008 г. № 666, Постановлением о преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы от24.04.1995 г.         № 46/19-15, письмом Министерства образования России от 02.06.1998 г.           № 89/34-16, письмом Министерства образования РФ от 24.04.1995 г. №46/19-19 «О комплексных и парциальных программах». Объём образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределён оптимально (примерно по 25% по каждому из направлений). Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе

ПРОГРАММА
«Предшкола нового поколения»
направлена на  решение следующих целей и задач

Цель:

Воспитать и развить у каждого ребёнка:

ñ положительное отношение к себе и окружающему миру;

ñ познавательную и социальную мотивацию;

ñ инициативность;

ñ самостоятельность.

Задачи:

Формирование и развитие у ребёнка:

 - необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;

 -  познавательных способностей;

 - образного мышления и воображения;

 - словесно-логического мышления;

 - умений общаться со сверстниками и взрослыми;

 - необходимого уровня монологической и диалогической речи;

 - целостных представлений о мире.

                                              Содержание:

Комплект включает взаимосвязанные и интегрированные области знаний:

 -  развитие речи (начальные представления о языке, литература, музыка, социальные отношения);

 -  математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение);

Обучение происходит посредством создания художественной и коммуникативно-игровой среды.

УМК «Предшкола нового поколения» способствует формированию:-ñ направленного внимания;

 - интереса к чтению;

 - познавательного и коммуникативного мотива;

воспитывает:

 - любовь и уважение к родителям;

 - интерес к изучению окружающей среды;

 - наблюдательность;

 - доброжелательное отношение к окружающим;

 - желание помогать другим;

обучает:

 - правилам личной гигиены;

 - приёмам самообслуживания;

 - работе с простейшими инструментами;

 - приёмам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет:

 - чувство уверенности в своих силах;

 - чувство собственного достоинства.

С целью создания условий для активного взаимодействия детей с учебным материалом все учебные книги «Предшкола нового поколения» имеют сюжетную основу.

С помощью сюжетной основы обеспечивается снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей к новым требованиям, связанным с необходимостью организации не только игровой, но и новой, учебной деятельности. Каждое учебное пособие состоит из коротких взаимосвязанных рассказов, а каждый рассказ посвящён решению какой-либо конкретной проблемы.

УМК «Предшкола нового поколения» - это комплект для детей, родителей, воспитателей. Подробные методические указания позволят родителям самостоятельно подготовить своих детей к школе.

Программа развития сенсорных эталонов и элементарных    математических    представлениПояснительная записка.

Рабочая программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области – знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учетных действий, обеспечивают ребенку возможность обучения в начальной школе.

Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций: координационная, классификация, анализ, синтез, сравнение, сериация.

Для подготовки дошкольников специально был разработан комплекс взаимосвязанных учебно -методических пособий.  На основе её содержания было разработано тематическое планирование учебного курса по математике. Все темы распределены на два поочередно следующих друг за другом периода: дочислового и числового.

В процессе освоения знаний дети должны научиться:

- оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

- показать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрами);

- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

- производить арифметические действия сложения и вычитания на множество чисел, наибольшее из которых 10;

- осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек;

- сравнивать предметы по форме;

- узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар).

Содержание учебного курса

1. Развитие представлений о форме

Сравнение предметов по форме (одинаковые - разные) различными способами (на глаз, наложением, и переносом).

Выделение геометрических форм (пространственные (объемные), плоские линейные).

Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар).

Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал.

Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

Преобразования геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции).

Сравнение форм геометрических фигур (сохраняется - изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

2. Развитие представлений о непрерывных величинах

Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота - количество, место, занимаемого вдоль прямой; площадь - количество места, занимаемого на плоскости; объем - количество места, занимаемого в пространстве).

Величины, как характеристики геометрических фигур (длина, площадь, объем).

Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже) различными способами (на глаз наложением, переносом).

Сравнение трех предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте (установление двойных неравенств и последовательностей) различными способами.

Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади (больше места на плоскости - меньше места на плоскости) различными способами (на глаз, наложением переносом).

Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объему (больше места в пространстве - меньше места в пространстве) различными способами (на глаз).

Сравнение предметов - геометрических фигур по величине (сохраняется -изменяется) под действием преобразований различными способами (на глаз, наложением, переносом).

3. Содержание числового периода обучения математике

Основные объекты: числа, действия над числами (сложение, вычитание).

Представление о числах (от 1 до 5, от 5 до 10); количественное описание

равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел (от 1 до 10); упорядоченность числового ряда положение числа в ряду, порядковые числительные (первый - пятый).

Действия над числами (от 1 до 5): понятие арифметического действия, действие сложения как объединение множеств; действие вычитания как изъятие подмножества из множества.

4. Формирование представления о числах от 1 до 5.

Классификация множеств по количеству элементов. Равноэлементные множества. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая. Числовой ряд. Числа от 1 до 10.

Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе измерения. Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду и порядковые числительные (первый - десятый).

Действия над числами. Понятие арифметического действия как неинвариантного преобразования множества. Действие сложения как объединение множеств. Действие вычитания как изъятие подмножества из множества. Число как результат сложения единиц. Получение последующего (предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с единицей.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5.

Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3.

Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3. 4,5 

Базовые ожидаемые результаты

Формирование познавательных УУД:

- классификация - объединение по группам;

- анализ - выделение признака из целого объекта (например, предмет круглый, большой, объемный и т.д.);

- сравнение - выделение признака из ряда предметов, (например, умение сравнивать предметы по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира);

- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов (например, умение найти признак, выделяющий треугольники из множества многоугольников);

- синтез - объединение в группы по одному (двум) признакам (например объединение в группы монет одного достоинства);

- сериация (установление последовательных взаимосвязей) - умение видеть и называть соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

- ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет;

- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

- определение временных отношений (день, месяц, год);

-    определение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый);

-    умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после» «раньше», «позже», «в одно и то же время» 

Программа познавательно - речевого и социально - личностного развития на основе подготовки детей к чтению и письму (аудирование и развитие речи) 

Пояснительная записка.

Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребенка и взрослого в разных направлениях:

-  развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения;

-  развитие пространственных ориентиров и тонкой (мягкой) моторики кисти рук;

-  развитие грамматического строя речи и словарного запаса,

-  практическое освоение звуков русского языка с разными целями:

а) с целью последующего чтения;

б) с целью последующего письма

На первом шаге знакомства с конкретным звуком ребенок слышит этот звук неоднократно. Звук предъявляется ребенку как самостоятельная единица, имеющая собственное значение: с разными интонациями, иногда в разных контекстах, иногда в аналогичных, близких контекстах. Иногда этот звук специально «нагнетается» то есть зачитываемые ребенку предложения состоят из слов, в которых этот звук частотно представлен и как бы «высовывается» из них, становится хорошо различимым, а затем (на втором шаге), дошкольник знакомится с тем, как этот звук может быть записан в виде буквы, как он оформляется в напечатанном виде. На этом втором этапе (шаге) - при знакомстве с буквенным выражением звука, имеющего для ребенка определенный смысл, его буквенный символ начинает наполнятся для ребенка уже освоенным звуковым содержанием.

На самом первом (начальном) этапе обучения чтению каждый осваиваемый ребенком звук наполнен для него конкретным смыслом, точно так же и за каждым слогом стоит определенный смысл:

-  Бе-Бе: так обычно говорит барашек;

-  Бе-Бе: так барашек жалуется на царапину;

-  Ба-Ба: так барашек зовет свою бабушку;

-  Би-Би; так он сигналит игрушечной машиной и т.д.

Ребенок сначала осваивает первую слоговую модель «буква согласного + буква гласного», в которой первая остается неизменной, а вторая меняется. Вслед за освоением первой звуковой модели ребенок осваивает вторую слоговую модель с другой буквой согласного. После того как этот алгоритм усвоен и отработан на двух графических моделях, сформированный навык переносится на другие сочетания букв.

Необходимо отметить, что за каждым слогом закрепляется значение самостоятельного слова только в период освоения двух первых базовых графических моделей (Ma, Mo, My, Me, Ми…. и Ба, Бо, Бу, Бе, Бы, Би…). Это делается для того, чтобы поддержать мотив чтения ребенка и сделать пропитывание первых слогов не бессмысленными. В дальнейшем, по мере накопления опыта чтения, ребенок обнаруживает, что один и тот же слог может являться частью самых разных слов

Программа ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха дошкольника, поскольку именно развитый фонематический слух позволяет дошкольнику осознавать связь между звуком и обозначающей его буквой, которую необходимо не только опознать, но и написать, воспроизвести. Поэтому специально организованная работа по различию на слух звуков обязательно сопровождается «письменными» упражнениями, связанными не просто с рассматриванием букв, которыми обозначаются изучаемые звуки, но и с воспроизведением их с помощь пишущего средства. Это значит что цепочка, начатая с различением звука на слух и воспроизведение его в речи заканчивается установлением связи этого звука с буквой и освоение её графического образа. Таким образом, к слуховому и мышечному (связанному с речедвигательным аппаратом) анализаторам подключаются еще зрительный и моторный.

Дошкольник, знающий буквы и обладающий развитым фонематическим слухом, в состоянии не только написать букву, копируя образец, но и правильно написать («напечатать») короткие слова, воспринятые на слух, если, конечно, все фонемы в них стоят в сильной позиции.

Главное назначение письма - это моторный способ запоминания начертаний букв и способ различия их отдельных конструктивных элементов. Более того, это значение письма как моторного тренажера. Тренировка движения пальцев рук является одним из требований подготовки ребенка к активной речи.

Данная программа предполагает, что дошкольник каждую изучаемую букву прописывает неоднократно, используя сначала указательный палец ведущей руки (обводя буквы в книге по стрелкам), а затем пишущее средство (обводя карандашом или ручкой в тетради).

Порядок введения звуков связан с необходимостью решать две задами формирование фонетических средств языка и обучение слоговому чтению Они решаются сначала на материале тех звуков, которые наиболее хорошо произносятся и усваиваются даже детьми с нарушением фонематического восприятия и общим недоразвитием речи. Это гласные: «у», «а», «о», «и», «ы» и согласные раннего онтогенеза « м», «б», «л», «г», «х», «к», а чуть позже «н», «в», «ф»

Необходимо содержательно мотивировать каждый вводимый звук («мяуканьем», «меканьем», «беканьем», «жужжанием», «зудением», «шипением» и т.д ) следует логике восприятия звуков детьми.

Содержание учебного курса:

- определение последовательности событий в тексте,

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно - следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложносочиненного предложения с опорой на образец речи;

- выстраивание сложносочиненного предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки героев или событий,

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов (над, под, выше, ниже);

- формирование умения объяснять, аргументировать свой ответ;

- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте (Я, И, А, ОН, ОНИ и т.д.)

Базовые ожидаемые результаты:

Универсальные учебные действия:

 Ребенок должен уметь:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый,

- выполнять инструкции взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстрации к тексту;

- отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему;

- работать в паре, слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;

- по требованию взрослого исправить допущенные ошибки (рисунок или задание в тетради).

Предметные знания и умения:

 Ребенок должен уметь:

- называть (перечислять) героев короткого текста или отрывка из текста,

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образы;

- определять и проговаривать последовательность событий к коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце);

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные картинки последовательность событий в которых нарушена;

- понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) логику и причинно -следственные связи повествования;

- понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги,

- внимательно относится к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

-  выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

-  выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец;

-  соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и настроения героя) интонацию высказывания;

-   правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше и пр ).

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже в одно и тоже время;

-   узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте (А, Я, Он, Они и т.д.);

-  различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте