ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "АМЕТИСТ"
Телефон
+7(495)2869149

Программа кружка

 

 

 

 

 

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально – экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания  необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. В этом и состоит актуальность данной программы.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. В процессе занятий дигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными, у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или переходе с одного движения на другое.

Так как занятия хореографией осуществляются под музыку, необходимо обратить особое внимае на качество ее исполнения. Высокохудожественная музыка воспитывает хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор детей. Поэтому следует уделять  огомное внимание работы педагога с музыкальным материалом.

Процесс обучения хореографическому ирскусству в основном построенна реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтерисованности в овладевании движений. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности и возраст детей.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.

Используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений с дальнейшим разбором его по частям, демонстрация упражнений, словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с  описанием техники исполнения движений; изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. д.

Принцип доступности требует постановки задач перед воспитанниками, соответствующих их силам, постепенно повышая трудносать осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных правил: от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности у детей.

В работе занятий по хореографии применяются традиционные методыобучения: использования слова, наглядное восприятие и практическое.

Программа хореографического кружка основана на опыте работы в данном учреждении и рассчитана на четыре года обучения. В  Мещеринской СОШ №2 занятия хореографией проводятся с 1998 года. За это время выработалась целая система проведения занятий данным видом искусства. Программа рассчитана на детей начальной школы (9-11 лет), так как дети в этом возрасте более подвижны, менее загружены  в школе и легко обучаемы хореографическим навыкам в связи с особенностями физического развития организма.

Разработав данную программу, я учла две основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе обучения:

  1. ограничение во времени (2 часа в неделю);
  2. привлечение к занятиям учащихся без учета их способностей и физических возможностей.

Стремясь к максимальной эффективности занятий в условиях ограниченного времени, мною был осуществлен  строгий отбор содержания материала. Основными критериями отбора танцевальной лексики послужили возрастные физиологические и психологические  особенности детей и уровень влияния этих движений на формирование правильной осанки, развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры на разных этапах обучения.

При организации учебной деятельности работы учащихся в кружке, мною была поставлена

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ:

 развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования  общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка, формирование творческих способностей детей.

 ЗАДАЧИ:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

1. Развитие художественного вкуса.

2. Формирование интереса детей к фольклору, чувства уважения традиций народа.

3. Формирование и развитие детского коллектива.

4.Воспитание таких черт характера, как: самокритичность, самоконтроль, целеустремленность.

ОБУЧАЮЩАЯ.

 1. В процессе обучения, у учащихся формируются музыкальность, ритмичность; развиваются танцевальные способности: знание позиций ног и положения рук, элементов народно – сценического танца.

  1. Ребята изучают разные по характеру и манере исполнения стили и направления в хореографии.

 РАЗВИВАЮЩАЯ.

 1.  Развиваются физические способности:

-         сила ног,

-         пластичность рук,

-         гибкость тела,

-         эластичность мышц и подвижность суставов.

 2.  Развиваются: внимание, память, воображение.                                                                            

  Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой, взгляд соперничество и конкуренция внутри детского коллектива, губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха. Еще одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Так же одним из критериев оценки деятельности воспитанников является сам учитель, который может дать правильную оценку деятельности ребят.

  Активное участие ребята принимают в стенах родной школы, с момента основания которой сложились определенные традиции. Каждый год в нашей школе проводится ряд мероприятий: «День учителя», ребята из начальной школы готовят праздничную программу для своих мам, приуроченную ко Дню матери, Новогодний бал, Международный женский День, встреча с выпускниками нашей школы, а также выпускной  начальной школы и Последний звонок, Парад кружков.  Здесь ребята не только демонстрируют свое умение и навыки в танцах, но и показывают черновой вариант занятия, где становится понятно, что хореография, это не только искусство, но и нелегкий физический труд. Помимо устоявших традиций ребята сами участвуют  в разработке мероприятий, так, например, в том году в школе удачно стартовал «Конкурс красоты», где приняли участие девушки среднего и старшего звена. В этом году впервые в школе проводился конкурс «Сказка странствий», где, ребята, изучая выбранную ими страну для преставления, изучили не только географию и быт той страны, но и местный фольклор, куда также входят особенности хореографии, изучаемого объекта.

 Очень полюбились ребятам клубные часы, которые регулярно проводятся внутри коллектива. Здесь мы разговариваем о своих успехах, обсуждаем танцевальный репертуар, делимся своими впечатлениями, полученными от просмотра видеороликов с чемпионата мира по хореографическому искусству. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками. Так же очень полюбились детям мини дискотеки, которые проводятся регулярно. Все это и отличает данную программу от общепринятых стандартов.

В кружке так же уделяется огромное внимание тесному сотрудничеству с родителями учащихся, которые сопереживают, помогают в производстве костюмов, в которых дети осуществляют концертную деятельность, а так же активно посещают выступления своих детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Основной задачей  обучения является усвоение навыков координации движений, музыкальности.

2. По окончанию обучения дети должны правильно передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.). Владеть основными хореографическими упражнениями.  Уметь исполнять ритмические комплексы упражнений под музыку.

3.  Иметь актерские навыки, уметь правильно читать хореографическую лексику.

4. Уметь точно передавать характер исполняемых движений.

5. Активно принимать участие в концертной деятельности.

Методическое обеспичение.

 

Формы подведения этогов:

  1. Контрольный урок.
  2. Открытое занятие для педагогов и родителей.
  3.  Проведение семинаров.
  4.  Проведение класс-мастера.
  5.  Участие в концертной деятельности.
  6. Участие в районных, областных конкурсах

 

Формы занятий по темам:

По всем занятиям проводится смешанный  тип деятельности, что предусмотренно законами хореографии.

 

Организация учебно-воспитательного процесса:

  1. Наличие просторного помещения.
  2. Оснащение необходимым оборудованием (тренажный станок, спорт инвентарь, музыкальное сопровождение).
  3. Музыкальный материал (если есть наличие концертмейстера –это ноты, если музыкальный центр – это диски).
  4. Костюмерная.
  5. Наличие концертных  костюмов.